Администрация рабочего поселка Мокшан Мокшанского района Пензенской области. Об оформлении правоустанавливающей документации на пристройки к жилым домам
Вход на сайт
Пензенская область, р.п. Мокшан, ул. Поцелуева, д.9. (84150) 2-12-90
Карта сайта
Версия для слабовидящих   |   Размер шрифта ААА   |   Цвет сайта ЦЦ
Главная » Информация » Об оформлении правоустанавливающей документации на пристройки к жилым домам

Об оформлении правоустанавливающей документации на пристройки к жилым домам

        Пристройка к частному жилому дому называется реконструкцией жилого дома (п.14 ст.1 Градостроительного кодекса РФ). Реконструкция жилого дома должна осуществляться на основании разрешения на строительство, выдаваемого застройщику органом местного самоуправления  (Администрацией Мокшанского района Пензенской области) и являющегося документом, дающим застройщику право на осуществление соответствующих пристроек к жилому дому (ч.1 ст.51 Градостроительного РФ). 

      Реконструированный без получения разрешения на строительство жилой дом является самовольной постройкой (п.1 ст.222 ГК РФ) и должен быть приведен в исходное состояние. Законодательство РФ допускает возможность оформления реконструированного жилого дома в собственность. Причем законодательством РФ установлен упрощенный порядок получения разрешения на строительство в целях реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства (ч.3 ст.48 Градостроительного РФ) и его переоформления после завершения строительства. В целях оформления прав на реконструированный жилой дом собственнику дома, в первую очередь, следует получить в органе местного самоуправления разрешение на строительстволжилогоддома. 
       Разрешение на строительство в целях реконструкции объекта индивидуального жилого строительства (ИЖС) выдается застройщику на основании заявления и прилагаемых к нему правоустанавливающих документов на земельный участок, градостроительного плана земельного участка, схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта ИЖС (ч.9 ст.51 Градостроительного кодекса РФ). Требование иных документов в целях получения разрешения на строительство от застройщика объекта ИЖС не допускается (ч.10 ст.51 Градостроительного кодекса РФ).

      Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку такой проектной документации. В случае получения застройщиком от органа местного самоуправления разрешения на строительство в целях реконструкции жилого дома застройщику следует обратиться в организацию технической инвентаризации (БТИ) по месту нахождения жилого дома с целью проведения его технической инвентаризации, паспортизации и технического учета. При этом застройщик вместе с заявлением представляет в БТИ правоустанавливающие документы на жилой дом, свидетельство или иной документ о праве собственности на земельный участок, кадастровый паспорт земельного участка, разрешение на строительство, градостроительный план земельного участка, схему планировочной организации земельного участка с обозначением места размещенияообъектаоИЖС.
      На реконструированный объект ИЖС по итогам его технической инвентаризации составляется технический паспорт по форме, утвержденной Приказом Минэкономразвития РФ от 17.08.2006 г. № 244, экземпляр и необходимое количество копий которого выдаются застройщику.  На основании проведенного технического учета реконструированного объекта ИЖС застройщику также выдается кадастровый паспорт объекта недвижимости, позволяющий собственнику жилого дома перерегистрировать право собственности на реконструированный им жилой дом на данном земельном участке в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП).

      Кадастровый паспорт объекта ИЖС выдается заявителю по итогам проведения технической инвентаризации, паспортизации и технического учета такого объекта (ч.3 ст.43 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»). Проведение технической инвентаризации, паспортизации и технического учета изменений количественных и качественных характеристик объекта капитального строительства вследствие его реконструкции является обязательным. В соответствии с п.9 Положения об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.12.2000 г. №921, с учетом изменений от 30.04.2009 г., техническая инвентаризация изменений характеристик объекта капитального строительства проводится в случае изменения технических или качественных характеристик объекта капитального строительства (перепланировка, реконструкция, переоборудование, возведение, разрушение, изменение уровня инженерного благоустройства, снос) на основании заявления заинтересованного лица о проведении такой инвентаризации. Следует обратить внимание на то, что орган местного самоуправления может отказать застройщику в выдаче ему разрешения на строительство реконструированного ранее жилого дома, признав его самовольной постройкой. При этом орган местного самоуправления обязан выдать застройщику письменный отказ в выдаче разрешения на строительство с указанием причин отказа (п.3 ч.11 ст.51 Градостроительного кодекса РФ), который может быть оспорен застройщиком в судебном порядке (ч.14 ст.51 Градостроительного кодекса РФ). 
       Таким образом, в случае признания органом местного самоуправления реконструированного без получения разрешения на строительство жилого дома самовольной постройкой застройщику придется обращаться в суд за ее узакониванием. Согласно п.3 ст.222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. При этом в суд от ОТИ должно быть представлено техническое описание реконструированного жилого дома. В соответствии со ст.58 Градостроительного кодекса РФ лица, виновные в нарушении законодательства о градостроительной деятельности, несут дисциплинарную, имущественную, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ. Осуществление строительства или реконструкции без получения разрешения на строительство определяет факт самовольнойопостройки. 
      Это влечет серьезные правовые последствия для лица, осуществившего указанные работы – оно совершает административное правонарушение и несет в связи с этим административную ответственность. Лица, виновные в самовольном строительстве или реконструкции, несут, в частности, административную ответственность (ст.9.5 КоАП РФ), а также обязаны устранить допущенное нарушение путем осуществления за свой счет сноса самовольной постройки или привести объект недвижимости в первоначальное состояние (п.2 ст.222 ГК РФ). В соответствии с ст.9.5 КоАП РФ (п.1) реконструкция жилого дома без разрешения на строительство влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 000 до 5 000 рублей. Государственная пошлина за внесение изменений в записи ЕГРП, связанных с изменением характеристик жилого дома для физических лиц составляет 100 рублей (подп.21 п.1 ст.333.33 НК РФ). При этом требуется внесение соответствующих изменений о жилом доме в подраздел I ЕГРП, в связи с чем уточненные сведения о реконструированном жилом доме вносятся в ЕГРП без повторной регистрации на основании заявления правообладателя реконструированного жилого дома или его представителя и прилагаемого кадастрового паспорта реконструированного жилого дома, содержащего новые сведения о жилом доме (п.10 ст.33 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»). После получения соответствующей выписки из ЕГРП о зарегистрированном праве собственности правообладателя реконструированного жилого дома он может в полном объеме осуществлять распоряжение этим имуществом.

 «Статья 222 ГК РФ. Самовольная постройка.

1. Самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

2. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.

Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.

Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.»

 

Дата создания: 10.02.2016 10:06
Дата обновления: 10.02.2016 10:06